Известно, что акционизм восходит к деятельности футуристов, дадаистов и
сюрреалистов. Именно им принадлежит идея внедрения искусства в жизнь и жизни в
искусство, которая легла в основу перформанса. После экспериментов футуристов
перформанс вернулся в отечественное искусство лишь в конце 1960-х. Тогда он
воспринимался многими, с одной стороны, как продолжение русской художественной
традиции начала века и 1920-х годов, с другой - продолжал трансформироваться,
принимая все новые формы. В 1970-х годах перформанс развивается в поле
концептуализма, в 1980-е ассоциируется с течением «новой волны», а 1990-е годы
становятся эпохой провокационного акционизма. В своей лекции искусствовед
Андрей Ковалев расскажет об истории русского перформанса от футуризма до наших
дней и ответит на ряд вопросов. Могут ли эпатаж и самореклама рассматриваться
как художественный жест? Кто выиграл от «Победы над солнцем»? В какой момент
публичное чтение стихов или лекция становятся перформансом? Русский путь
перформанса: коллектив или герой-одиночка? Существует ли связь между
футуризмом, группой «Коллективные действия» и Александром Бренером? Есть ли
будущее у перформанса?
Лекцию проведет:
Андрей Ковалев, художественный критик и историк искусства, доцент МГУ им. М.В.
Ломоносова, лауреат премии "Инновация", автор книги «Российский акционизм
1990—2000»
Вторая часть серии лекций про искусство русского перформанса состоится 30
июня в 19:00