«Будущее отсюда» – выставка, посвященная образам будущего, она представляет
проекты широко известных художников и молодых талантов. Авторы, отвечая на
вызовы настоящего, создают свои модели будущего в широчайшем спектре
направлений: в представленных проектах картины hi-tech и science-fiction
сменяют образы параллельной медиа-реальности, пессимистические проекции
дистопий встают в ряд с синтетическими образами счастья.
Цель этой выставки – представить различные образы будущего с точки зрения
художников. Их проекты пытаются найти ответы на вопросы, волнующие нас сегодня:
каковы модели развития будущего, что определяет грядущий день? По словам
кураторов выставки Юлии Аксеновой и Татьяны Волковой, тема данной выставки
является крайне актуальной именно сейчас: «На протяжении многих веков искусству
было свойственно не только мечтать о будущем, но и воплощать его: в
произведениях и событиях. Искусство обладает огромной свободой и, что
немаловажно – отсутствием страха за неправильно сделанный прогноз».
Сосуществование многих темпоральностей и версий реальности лежит в основе
создания разнообразных прогнозов будущего. Один из таких прогнозов основан на
дальнейшем развитии научно-технического потенциала, и искусство нередко создает
довольно точные картины грядущего в образах hi-tech. Этой теме посвящены работы
группы «Обледенение Архитекторов», предлагающие футуристические и одновременно
функциональные архитектурные проекты, картины Натальи Стручковой, в которых
медиареальность срослась с окружающей действительностью, science-art Дмитрия
Булатова и Алексея Чебыкина, использующих возможности генеративного
компьютеринга и искусственной жизни. Однако с исчезновением веры в прогресс
место утопий сегодня заняли модели будущего, воплощающие негативные тенденции
развития, – дистопии. Об этом – проект Александра Бродского «Камера»,
описывающий умирающий мир, в котором история подошла к своему закату, или
проект «Москва» группы ПГ, где символ столицы Кремль, словно Атлантида,
исчезает с лица земли под снегопадом. Стремление освободиться не только от
гнетущего настоящего, но и от пугающего неизвестностью будущего, определяет
наше мироощущение. Человечество изобрело множество различных способов покинуть
пределы этого мира, чтобы найти новую действительность в соответствии со своими
желаниями. Одни уходят в параллельную реальность медиапространства,
пространства, обещающего все удовольствия мира, как в проекте «Шива» группы ПГ.
Другие, как Сергей Шутов, погружаясь с головой в археологию русских утопических
идей, задают вопросы, волнующие нас сегодня: каковы модели развития общества?
Что за идеи определяют это развитие?