С 17 ноября по 4 декабря 2011 года в Центре современной культуры «Гараж»
будет демонстрироваться видеоинсталляция «Капсула времени», созданная в 2011
году влиятельным фэшн-фотографом Стивеном Кляйном (р. 1965). Она представляет
Кляйна как художника, в равной степени успешного и в прославленных
международных глянцевых журналах, и в самых респектабельных арт-галереях мира.
«Капсула времени» — продолжение экспериментов Кляйна с движущимися
изображениями. Героиня видеоинсталляции – женщина, роль которой исполнила
супермодель Амбер Валетта. Изображения запечатлевают ее облик до того момента
как ей исполняется 120 лет.
По образованию академический живописец, Кляйн занялся фотографией в 1985 году.
Достигнув славы как фэшн-фотограф благодаря своим работам, опубликованным на
разворотах фешенебельных журналов, таких как Vogue и W, он вскоре стал самым
востребованным и влиятельным «антимодным» фотографом двух последних
десятилетий. Характерная черта его работ – в высшей степени драматичные и
вызывающие дрожь стилизованные образы, проникающие в сексуально возбуждающий
глянцевый мир моды и наполняющие его мрачными предчувствиями, ощущением
опасности и садистскими эмоциями. Хотя фотографии Кляйна отличают тщательно
продуманные постановки и декорации, он отвергает бездумный гламур,
сосредотачиваясь на скрытой, потаенной жизни, протекающей словно по ту строну
реальности.
Кляйн обратился к видео в 2002 году в рамках совместного проекта с Мадонной,
создав инсталляцию, в которой были объединены видео и фотография, – инсталляция
была представлена в 2003 году в нью-йоркской галерее Deitch Projects. С тех
художник продолжает изучать неизведанное пространство между движущимся и
неподвижным изображениями, приглашая звезд и знаменитостей в свои
сюрреалистические фантазии.
В «Капсуле времени» концепция времени, развития и изменений обыграна и сюжетом
фильма, и структурой самой инсталляции. Стареющая Амбер Валетта предстает как
навязчивое и пугающее видение – ее образ демонстрируется в черно-белых кадрах
одновременно на десяти экранах, подвешенных ровно по кругу. Зритель
отправляется в путешествие сквозь фатальные преображения в облике этой женщины,
а название работы отражает двойственность и ужас, с которыми связано само
понятие старения: зрителю, помещенному в центр инсталляции, демонстрируются
огромные сменяющие друг друга кадры, складывающиеся в повествование об утрате
молодости и красоты, этих символов успеха и счастья в современном обществе.
Запечатленный художником процесс подчеркивает горькую правду: время неумолимо,
его не обратить вспять.
Биография художника
Стивен Кляйн окончил Школу дизайна Род-Айленда по специальности «живопись и
анатомический рисунок». Свой первый проект в области моды он осуществил в 1985
году, проведя рекламную кампанию Christian Dior и представив новую тушь для
ресниц. В 1986 году Кляйн переехал в Нью-Йорк, где начал фотографировать для
местных изданий. Его популярность и признание росли, он начал делать съемки для
разворотов журналов Vogue и W, в списке его клиентов появились Calvin Klein,
Nike, D&G, Alexander McQueen. Кляйн – колумнист журналов American и French
Vogue, i-D, Numéro, W и Arena. Кроме того, он известен своими редакционными
статьями, в том числе о Джастине Тимберлейке (Arena Homme, 2001), Мадонне (W,
2003), Брэде Питте и Анджелине Джоли (W, 2005). Его работы были представлены на
многочисленных выставках по всему миру, в том числе в Галерее Гагосяна
(Беверли-Хиллз), в галерее Deitch Projects (Нью-Йорк) и в Международном центре
фотографии (Нью-Йорк).