Закрыть
Дружить

Подпишитесь на новости
Центра современной культуры «Гараж»
и вы сможете оперативно получать новости
о наших событиях и специальных мероприятиях.

Закрыть
Пресса

По вопросам аккредитации на мероприятия, получении дополнительной информации и подписки на пресс-анонсы просим Вас обращаться в пресс-службу «Гаража» по адресу pr@garageccc.com

33 фрагмента из истории русского перформанса

2 ноября - 23 ноября 2011

В рамках международной биеннале PERFORMA Центр современной культуры «Гараж» представляет выставку «33 фрагмента из истории русского перформанса», которая пройдет в ноябре 2011 года в Нью-Йорке. Экспозиция, посвященная отечественному перформансу, впервые представит американской публике многообразные аспекты развития этого жанра в России XX и XXI веков.

Как вид современного искусства перформанс возник в 1960-х годах. Однако его предыстория начинается гораздо раньше — с художественных проектов авангардистов начала ХХ века. В этом отношении Россия обладает уникальным культурным наследием: здесь было осуществлено множество интересных и радикальных экспериментов, в основе которых лежали смешение различных жанров и попытки художников вывести искусство в пространство повседневной жизни. Необходимость в представлении этого опыта в международном контексте для нас очевидна, поэтому выставка «33 фрагмента из истории русского перформанса» покажет материалы, связанные с искусством русских футуристов, конструктивистов, авангардного театра, экспериментального танца и новых форм агитационного искусства.

В первой части экспозиции будут представлены документации проектов Михаила Ларионова, Ильи Зданевича, Михаила Матюшина, Алексея Кручёных, Нины Коган, Валентина Парнаха, Веры Майя, Николая Форрегера, Арсения Аврамова, Всеволода Мейерхольда, Сергея Эйзенштейна и других авторов.

Вторая часть экспозиции посвящена истории русского перформанса с 70-х годов ХХ века до наших дней. Как известно, этот жанр возродился в отечественном искусстве в практиках художников концептуализма и соц-арта, таких как группа «Коллективные действия», группа «Гнездо», дуэт Виталия Комара и Александра Меламида. В 1980-х эксперименты в области перформанса были продолжены младоконцептуалистами и художниками «Новой волны» – группами «СЗ», «Мухомор», «Чемпионы мира». Для российского перформанса 1990-х существует специальный термин – «радикальный акционизм». Его характерной особенностью является активная, а порой и агрессивная реакция искусства на социальные проблемы, которыми жила тогда страна. Самые яркие его представители – Олег Кулик, Анатолий Осмоловский, Авдей Тер-Оганьян.

Практики художников 2000-х очень разнообразны. Радикальные перформансы Елены Ковылиной отличны от лирических высказываний Лизы Морозовой, а концептуальные выступления Андрея Кузькина не имеют ничего общего с политически направленными акциями группы «Радек». Однако несмотря на различия в выбранных авторами стратегиях, есть то важное, что объединяет художников не только разных поколений, но и разных веков – стремление сделать окружающую реальность полем для экспериментов с искусством, со своей жизнью, с жизнью общества в целом.

Выставка «33 фрагмента из истории русского перформанса» пройдет в помещении уникального здания старой кафедральной школы Св. Патрика в Нью-Йорке в районе Баури.

В рамках программы «Русский фокус» биеннале PERFORMA в школе также состоятся конференции, дискуссии, мастер-классы известных художников. На одном из этажей школы будет показана инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Центр космической энергии».

2 ноября в школе при поддержке Центра «Гараж» состоится лекция искусствоведа Александры Обуховой и перформанс художника Андрея Кузькина.

Кураторы:

Юлия Аксенова в сотрудничестве с Роузли Голдберг

Юлия Аксенова – куратор, историк искусства. В 2002 году окончила искусствоведческий факультет Российского государственного гуманитарного университета, а ранее – Институт проблем современного искусства. В 2007 году поступила в международную школу кураторов De Appel, CCA, Амстердам.

С 2003 года Юлия работала в отделе новейших течений Государственной Третьяковской галереи. С 2005-го была куратором Московского центра искусства. В 2009 году возглавила образовательный отдел Центра современной культуры «Гараж». В 2010 году Юлией Аксеновой был осуществлен проект «Русские утопии», после чего она стала куратором «Гаража» и руководителем осуществляемой Центром программы «Зона эксперимента», в рамках которой проводятся выставки русских и зарубежных художников.

За последние пять лет Юлия была куратором и сокуратором множества выставок, в том числе: «Русский поп-арт» (2005) и «Соц-арт: политическое искусство в России» (2007) в Государственной Третьяковской галерее, Masters Hamfrey’s Clock (2008, De Appel, Амстердам) «Старая новая холодная война» (2009, «Красный Октябрь», Москва), «Фантомные монументы» (2011, Центр современной культуры «Гараж»), «Нужное искусство» (2011, Центральный парк культуры им. Горького, Москва). Автор множества публикаций на тему современного искусства.

Роузли Голдберг – историк искусства, критик, куратор, положившая начало изучению перформанса своей оригинальной книгой Performance Art: From Futurism to the Present, изданной в 1979 году. Среди других ее публикаций – книга Performance: Live Art Since 1960 and Laurie Anderson. Дипломированный специалист Института искусств Курто (Лондонский университет), ранее была директором колледжа Королевской галереи искусств в Лондоне и куратором The Kitchen в Нью-Йорке. В 1990 году в рамках известной выставки «Высоко и низко. Современное искусство и массовая культура» в Музее современного искусства Нью-Йорка (MoMA) Голдберг организовала «Шесть вечеров перформанса». Роузли Голдберг читала лекции в Архитектурной ассоциации в Лондоне, в Калифорнийском институте искусств, в Йельском университете, в Колумбии, в Принстоне и в Tate Modern, а также с 1987 года преподавала в Нью-йоркском университете. Она удостоена звания кавалера ордена Искусств и литературы Французской Республики. В 2004 году она основала некоммерческую мультидисциплинарную организацию Performa, призванную исследовать роль живого представления в истории искусства ХХ века и поддерживать новые направления перформанса в XXI веке. Именно Performa организовала в 2005 году одноименную биеннале перформанса в Нью-Йорке, прошедшую с большим успехом.


Научные консультанты:


Екатерина Бобринская и Александра Обухова

Координатор проекта:

Анастасия Тарасова


О биеннале PERFORMA

PERFORMA была основана Роузли Голдберг в 2005 году в Нью-Йорке и стала первой в истории международной биеннале, посвященной перформансу. Сегодня PERFORMA – это крупнейшее культурное событие художественной жизни не только Нью-Йорка, но и всего мира. В рамках биеннале проходят десятки значимых событий, отличительная особенность которых – смешение художественных дисциплин и видов искусств. В течение месяца на разных площадках города можно видеть перформансы, концерты, художественные и театральные представления, созданные звездами мировой художественной сцены.
Более подробную информацию можно найти на сайте: www.performa-arts.org.


Код для блога