Выставка «Бродович: от Дягилева до Harper’s Bazaar», организованная
журналом Harper’s Bazaar и Центром современной культуры «Гараж», приурочена к
15-летнему юбилею Harper`s Bazaar в России.
Алексей Бродович (1898–1971) – пионер графического дизайна, человек, создавший
прообраз современного глянцевого журнала о моде. В начале 1930-х годов Бродович
совершил революцию в мире периодических изданий, совместив на полосах журнала
Harper’s Bazaar изображения и текст. Бродович стал одним из основоположников
рекламной и модной фотографии, учителем таких фотографов, как Ирвин Пенн и
Ричард Аведон.
Выходец из России, представитель первой волны эмиграции, Бродович начинал свой
творческий путь декоратором в Париже, в антрепризе Сергея Дягилева. Он не
только участвовал в создании афиш и декораций для «Русских балетов» Дягилева,
но и фото-графировал артистов балета за кулисами, во время репетиций и
примерок. Первый успех в области дизайна Бродовичу принес конкурс плакатов для
благотворительного бала: молодой художник из России стал победителем, оттеснив
на второе место самого Пабло Пикассо.
В 1934 году Алексей Бродович принял приглашение стать арт-директором журнала
Harper’s Bazaar в Нью-Йорке и оставался на этой должности почти четверть века –
до 1958 года. В Америку он привез совершенно новый, европейский минималистский
стиль, сформировавшийся в 1920-е годы под влиянием авангардистских течений в
искусстве и стиля ар деко в промышленном дизайне. По приглашению Бродовича с
журналом Harper’s Bazaar сотрудничали его друзья Сальвадор Дали, Марк Шагал,
Рауль Дюфи, Хоан Миро, Жан Кокто, мастер плаката и дизайнер шрифтов Адольф
Кассандр, фотограф Ман Рей. Кроме того, Бродович создал сеть дизайнерских
лабораторий Design Laboratories – настоящую школу, через которую прошли многие
американские дизайнеры и фотографы.
Выставка «Бродович: от Дягилева до Harper’s Bazaar» в Центре современной
культуры «Гараж» – это первая экспозиция, посвященная Бродовичу в России. Как
ни удивительно, до сих пор работы этого законодателя стиля в сфере графического
дизайна в полном объеме в России никогда не выставлялись.
Экспозиция, во многом повторяющая выставку 1982 года Hommage à Alexey
Brodovitch в парижском Гран Пале, представит созданные для Harper’s Bazaar
обложки и образцы графических экспериментов, которые Бродович проводил на
страницах журнала; серию фотографий «Балет», сделанных во время гастролей
«Русского балета Монте-Карло» в Нью-Йорке и на спектаклях американских балетных
трупп в середине 1930-х годов; портреты Бродовича снятые Ричардом Аведоном,
Анри Картье-Брессоном, Арнольдом Ньюманом, а также личные письма, фото- и
видеодокументацию лекций и интервью, отражающих педагогическую деятельность
Бродовича. Также зрители смогут познакомиться с историей визуальной эстетики
журнала Harper’sBazaar за все время его существования. Стоит отметить, что
многие материалы творческого наследия Бродовича безвозвратно утрачены, так как
еще при жизни дизайнера в его доме случилось три пожара, в которых погибла
значительная часть его работ. При формировании экспозиции использованы
материалы Фонда Ричарда Аведона и Архива Алексея Бродовича в Рочестерском
технологическом институте (США).
Куратор выставки:
Ирина Меглинская, галерист, специалист в области
фотографии, в течение 10 лет фотодиректор журнала «Афиша». С 2010 года и по
настоящее время – руководитель фотослужбы ИД «Афиша».
Сокуратор выставки:
Роджер Ремингтон, профессор Рочестерского
технологического института, специалист в области истории, теории и методологии
дизайна, преподаватель, автор книг по истории дизайна, куратор выставки Hommage
à Alexey Brodovitch в Париже.