В сентябре 2011 года в Центре современной культуры "Гараж" откроется
масштабная экспозиция исследования современного южноафриканского художника
Уильяма Кентриджа. В рамках выставки "Уильям Кентридж. Пять тем", куратором
которой выступил Марк Розенталь, будут представлены более 40 работ за последние
три десятилетия, в том числе рисунки, фильмы, коллажи, графика, скульптуры,
книги и сценические проекты.
Уильям Кентридж родился в 1955 г. в Йоханнесбурге (Южная Африка), где он до сих
пор живет и работает. Впервые международное признание Кентридж получил в 1990-х
за свою серию "рисунков для проекций" – коротких мультипликационных фильмов,
описывающих ежедневную жизнь апартеида. В своих работах постапартеидной эпохи,
которые стали центральной частью этой выставки, Кентридж расширил тематическую
область, обратившись к изучению других политических конфликтов. Его труды
отражают всеобщую историю войны и революции, в том числе тех, что произошли в
Намибии и Эфиопии, а также историю культуры послереволюционной России. Его
работы пробуждают очень сложные воспоминания и образы – глубокие
психологические отголоски разрушительных действий политиков и режимов. В
противоположность традиционному политическому искусству, работы Кентриджа
отражают последствия политических событий для тех, кто видел и помнит их, будь
они преступниками, жертвами или сторонними наблюдателями.
Выставка также включает в себя работы, созданные в ходе подготовки к опере
Дмитрия Шостаковича "Нос" 1930 года, поставленной Кентриджем в прошлом году для
нью-йоркской Метрополитен-оперы. Опера поставлена по мотивам абсурдистского
рассказа Николая Гоголя 1836 года, в котором с лица русского бюрократа исчезает
нос только для того, чтобы возникнуть в качестве одетого в мундир
высокопоставленного должностного лица, вращающегося в более высоких кругах.
Кентридж использует эту историю для изучения русского модернизма и подавления
русского авангарда в 1920-х и 1930-х годах.
На специальном мероприятии 1 октября Кентридж представит перформанс "Я не я, и
лошадь на моя", основанный на абсурдистской повести Гоголя (1836) "Нос".
Комичный и зрелищный перформанс был придуман Кентриджем во время постановки
одноименной оперы Шостаковича (1930) и отражает неизменный интерес художника к
русскому модернизму. Перформанс Уильяма Кентриджа — уникальная возможность
увидеть, как русский авангард переосмысляется одним из самых выдающихся и ярких
художников нашего времени.
Выставка "Уильям Кентридж. Пять тем" организована Музеем современного искусства
Сан-Франциско и Музеем искусств Нортона. Щедрую помощь при подготовке этой
выставки оказал фонд "Корет". Также проведению выставки содействовал
Национальный фонд искусств.
В качестве сопроводительного материала для выставки выпущен каталог с
множеством иллюстраций, в составе которого имеется мультимедийный DVD-диск с
оперой, поставленной художником.
Биография художника
Уильям Кентридж обучался в Фонде искусств Йоханнесбурга и школе
Жака Лекока в Париже. Он также был одним из основателей Сообщества свободных
кинопроизводителей в 1988 году. В 1998 году во Дворце художественных искусств
Брюсселя состоялась крупная выставка ретроспективы художника. Следующая
выставка, организованная совместно Музеем современного искусства Чикаго и Новым
музеем современного искусства Нью-Йорка, прошла в 2001 году. Кентридж принимал
участие в ряде международных биеннале и выставках Documenta X (1997) и
Documenta XI (2002). Он также завоевал множество призов, среди которых приз
Kaiserring (2003), приз Carnegie, международный приз Carnegie (2000), приз
молодым художникам от банка Standard (1987) и приз "Красная лента" за короткое
художественное произведение (1982).
С 1990-х работы Уильяма Кентриджа выставлялись в музеях и галереях по всему
миру, в том числе на выставках Documenta в немецком Касселе (1997 и 2003), в
Музее современного искусства Нью-Йорка (1998 и 2010), венском Музее Альбертины
(2010) и Жё-де-Пом в Париже (2010). Постановка Кентриджем "Волшебной флейты"
Моцарта была показана в Королевском оперном театре Ла Монне в Брюсселе, на
фестивале Экс-Ан и в миланском Ла Скала (2011). В 2010 году он поставил "Нос"
Шостаковича в нью-йоркской Метрополитен-опере (постановка будет показана на
фестивале Экс-Ан и в Лионе в 2011), что совпало с масштабной выставкой в Музее
современного искусства Нью-Йорка. Также в 2010 году в парижском музее Лувр был
представлен его проект "Carnets d'Egypte", задуманный специально для
египетского зала Лувра. В том же году Кентридж получил престижный приз Киото за
вклад в развитие искусства и философии. В 2011 году Кентридж был избран
Почетным членом Американской академии искусства и литературы.
Биография куратора
В роли куратора выставки "Уильям Кентридж. Пять тем" выступил Марк Розенталь.
Он является приглашенным куратором нью-йоркского Музея искусств Метрополитен с
2010 года и внештатным куратором Института искусств Детройта с 2007 года. С
2003 по 2009 год он был куратором Музея искусств Нортона, где в 2009 году
руководил проведением выставки "Уильям Кентридж. Пять тем", которая была
признана Американской ассоциацией художественных критиков лучшей выставкой
года. Ранее Розенталь выступал в роли консультанта-куратора музея Соломона Р.
Гуггенхайма и возглавлял отдел искусства 20-го века в Национальной галерее
Вашингтона с 1993 по 1996 год.
В число последних выставок, куратором которых выступал Розенталь, входят
"Драгоценные украшения Калдера" (2008) и "Дэмиен Херст: Рисунки Билотти"
(2005), прошедшие в Музее искусств Нортона. В качестве внештатного куратора
коллекции Менил (г. Хьюстон) он руководил выставкой "Сюрреалистичный Калдер"
(2005) и выставкой работ Йозефа Бойса в 2004 году. В настоящее время он
работает над выставкой "О Уорхоле", которая пройдет в нью-йоркском Музее
искусств Метрополитен в 2012 году. Розенталь является автором множества
публикаций о современном искусстве и профессором нескольких кафедр истории
искусств.
Генеральный партнер выставки