Центр современной культуры «Гараж» открывает выставку одной работы — это
знаменитая фотография 1857 года «Два пути жизни» Оскара Густава
Рейландера.
Британский фотограф и художник Оскар Густав Рейландер принадлежит к тем
мастерам, чьи поиски в искусстве XIX века оказались предвестием радикальных
изменений в визуальной эстетике следующего столетия. Он является младшим
представителем поколения фотографов-первооткрывателей, среди которых «отец
фотографии» британец Генри Фокс Тальбот. В истории мирового искусства именно
работой Рейландера «Два пути жизни» отмечено рождение фотомонтажа и вместе с
тем обозначена роль фотографии как средства идеологического воздействия.
Активное развитие монтажа началось в ХХ веке. С монтажным мышлением связано
появление в 1920-х годах знаковых произведений русского художественного
авангарда — как в живописи, графике, искусстве плаката, так и в фотографии,
использовавшейся как эффективное орудие идеологической пропаганды. Монтаж
зрительного образа и текста — один из главных приемов воздействия в массмедиа
XX–XXI веков. Монтаж фрагментов изображений, обрывков слов и фактур —
узнаваемый метод современного искусства, от кубофутуризма, дадаизма и
сюрреализма до поп-арта и концептуализма.
Первоисточником же стали именно «Два пути жизни» — фотомонтаж, составленный из
более чем тридцати отретушированных негативов. Аллегорическая сцена,
композиционным прообразом которой послужила фреска «Афинская школа» Рафаэля,
изображает выбор между пороком и добродетелью. Это настоящий манифест
английской викторианской морали. В центре композиции – старый учитель; двое его
учеников выбирают разные пути, один идет к наслаждениям и неправедной жизни,
другой – к образованию, наукам, ремеслу и благотворительности. Техника
исполнения фотографии была смелым новаторством. Не меньшей смелостью по тем
временам была и откровенность сцен, обличающих безнравственность, так что на
выставке Шотландского фотографического общества в 1858 году левая часть
изображения была скрыта от зрителей специальной драпировкой. «Визуальный текст»
Рейландера поразил современников и стал предметом многочисленных публикаций. Не
меньше, чем содержание произведения, зрители обсуждали его форму: Рейландер
напечатал фотографию размером почти 80 см в длину — подобный размер был
привычным для живописных полотен, но никак не для фотографий середины XIX века.
Копия работы сразу же была приобретена в коллекцию принца Альберта — коллекцию,
послужившую впоследствии одним из источников собрания фотографии в Музее
Виктории и Альберта. Так в середине XIX века коронованные особы
продемонстрировали публике, что фотография — новый вид искусства, произведения
которого имеют эстетическую ценность, а фотографический отпечаток — объект,
достойный коллекционирования.
Хранящийся сегодня в коллекции Национального медиамузея в Брэдфорде (National
Media Museum, Bradford) и не покидавший Великобритании почти столетие
оригинальный альбуминовый отпечаток Рейландера 1857 года будет представлен в
«Гараже». Проект «Монтируя реальность. «Два пути жизни» Оскара Густава
Рейландера» обозначает то важное место, которое ранняя британская фотография
занимает в истории мировой визуальной культуры. Экспонирование уникального
произведения сопровождается показом на экранах ста знаковых фотографических
монтажей XIX–XXI веков — от Рейландера до наших дней, — представляющих
фотографию как способ монтажа реальности.
О художнике
Оскар Густав Рейландер (1813–1875) — художник и фотограф.
Родился в Швеции, изучал живопись в Италии, в 1840 году переехал в Англию, к
фотографии обратился в 1852–1853 годах. Созданные в 1857 году «Два пути жизни»
в тот же год были показаны на Выставке художественных сокровищ в Манчестере
(одном из первых в мире смотре достижений мирового искусства и культуры, где
фотография демонстрировалась наряду с другими видами искусств). Рейландер
представил разработанную им технику получения фотографических «составных
изображений» другим авторам, среди которых был классик британской фотографии
Генри Пич Робинсон, создавший впоследствии множество монтажей. В 1872 году
Рейландер познакомился с Чарльзом Дарвином и стал автором фотографических
иллюстраций к его научному труду «Выражение эмоций у человека и животных».
Художник также был известен своими жанровыми фотографическими композициями и
активным участием в дискуссиях о фотографии в британской печати.
Кураторы выставки
Евгений Березнер, Ирина Чмырева, Наталья Тарасова.
Часы работы выставки:
Пн. - пт.: 13:00 - 21:00
Сб., вс.: 12:00 - 20:00.