Этим летом в Центре современной культуры «Гараж» пройдет выставка
JapanCongo. Это новый взгляд художника Карстена Хёллера на искусство Японии и
Конго, которые соседствуют в коллекции Жана Пигоцци.
Кураторский подход Карстена Хёллера позволил создать экспозицию, представляющую
собой самостоятельное произведение искусства. Куратор выбрал работы 16
конголезских художников (в том числе Пьера Бодо, Шери Самбы, Пафи Шинделе, Жана
Депара, Чейка Леди, Бодиса Исека Кингелеза) и сопоставил их с произведениями 47
японских авторов (среди них Нацуми Нагао, Нобуёси Араки, Кадзуна Тагути, Тэппэй
Канеюдзи, Хироки Цукуда и Кейити Танаами).
Замысел и план выставки, разработанные Хёллером, предполагают размещение
японских работ и работ художников из Конго в подобии коридора друг напротив
друга – при этом станут очевидными сходство и различие между двумя культурами.
В самой узкой точке коридора характерные черты искусства Японии и Конго
оказываются максимально близкими друг к другу, а зритель выступает связующим
звеном между двумя плоскостями. Одновременно становятся более явными
изысканность и сложность японских работ в сравнении с «грубым» искусством Конго
в стиле «ар брют».
Эта идея двойственности позволяет создать пространство, в котором сосуществуют
два культурных феномена, что является главным замыслом Хёллера. Симметрия и
двоение реализованы и в структуре самого выставочного пространства. Зрители
могут пройти по центральному коридору, где вывешены картины, и небольшим залам
с каждой стороны, либо наоборот – исследовать обратную сторону выставки позади
стен, которые намеренно оставлены необработанными, чтобы создать эффект
временной конструкции.
На выставке JapanCongo Хёллер продолжает свое непрерывное исследование
концепции двойственности. Он делит и повторно разделяет пространства и объекты,
как и в своей инсталляции «Гигантские трехчастные грибы», которую можно было
увидеть в центре «Гараж» в прошлом году. Однако в последнее время интерес
Хёллера в делении был сосредоточен на исследовании темы культурной специфики. В
сотрудничестве с Fondazione Prada в 2008–2009 годах он реализовал
художественный проект The Double Club, создав пространство, представлявшее
собой одновременно бар, ресторан и дискотеку, где гости могли насладиться
интерьером, музыкой и кухней, четко разделенными на «конголезскую» и «западную»
части.
О кураторе
Немецкий художник Карстен Хёллер родился в 1961 году в Брюсселе,
ныне живет и работает в Стокгольме (Швеция). Его произведения сосредоточены на
персональном восприятии зрителя и зачастую требуют непосредственного
зрительского участия. Свою цель Хёллер видит в создании специфического
индивидуального или социального опыта, возникающего при контакте с
искусством.
Его работы выставляются в музеях мира в течение уже двух десятилетий.
Персональные выставки художника проходили в миланском Fondazione Prada (2000),
Институте современного искусства в Бостоне (2003), Музее современного искусства
Марселя (2004), массачусетском Музее современного искусства (2006) и Музее
искусств Брегенца в Австрии (2008). В 2006 году он создал гигантскую
инсталляцию Test Site в Турбинном зале лондонской галереи Tate Modern, а на
51-й Венецианской биеннале представлял Швецию вместе с Мириам Бэкстрём.
О коллекционере
Жан Пигоцци (р. 1952) – итальянский бизнесмен, коллекционер произведений
искусства и фотограф, живущий периодически в Женеве, Нью-Йорке или Панаме. За
последние двадцать лет Пигоцци собрал крупнейшую в мире коллекцию современного
искусства Африки (www.caacart.com). Она размещена в Женеве и выставлялась в
крупнейших музеях мира. Последние три года он собирает работы современных
молодых художников Японии
(www.japigozzicollection.com).
В семилетнем возрасте Жан Пигоцци увлекся фотографией. С тех пор он не выпускал
фотоаппарат из рук и фотографировал все, что его окружало, – друзей, собак,
айсберги, самого себя и огромное число знаменитостей. Его фотографии были
представлены в Музее современного искусства в Париже, нью-йоркской галерее
Light, фонде Хельмута Ньютона в Берлине, в центре фотографии Rencontres de la
Photographie в Арле и в Gagosian Gallery в Нью-Йорке. Его последняя книга
Catalogue Deraisonne была выпущена в октябре 2010 года издательством
Steidl-Dangin.
В 2007 году Пигоции, раздосадованный тем, что не может найти достаточно яркую и
удобную одежду, отвечающую его вкусу, создал линию мужской одежды и аксессуаров
LimoLand. Он не только основатель и креативный директор, но и душа этого
бренда, сформированного благодаря многолетнему собирательскому опыту, работе с
цветами и принтами и путешествиям по самым разным уголкам мира. Сегодня Пигоцци
принадлежит собственный магазин LimoLand в Нью-Йорке. Одежда этого бренда была
представлена на страницах таких влиятельных изданий как Vogue, GQ, Vanity Fair,
T: The New York Times Magazine и The International Herald Tribune
(www.alimoland.com).
В 1996 году Жан Пигоцци начал покупать землю на тихоокеанском побережье Панамы
и создал там лабораторию Liquid Jungle, цель которой – изучение биологии моря с
помощью передовых технологий. Ученые и студенты со всех стран мира используют
системы и ресурсы этой морской лаборатории и ее экспериментальные центры для
исследований
(www.liquidjunglelab.com.).
Вино Dombeya любезно предоставлено