36-летний скульптор из Турина Фабио Виале начал международную карьеру
примерно шесть лет назад, и за сравнительно короткий срок приобрел славу одного
из самых оригинальных европейских скульпторов. Виале специально подчеркивает,
что работает именно с мрамором из Каррары. Месторождение в Апуанских Апеннинах
в Тоскане, где добывают белоснежный, высочайшего качества мрамор, хорошо
поддающийся тонкой обработке, известно еще со времен Древнего Рима – из
каррарского мрамора, в частности, построена колонна Траяна с ее знаменитыми
рельефами. Каррарский мрамор использовали самые знаменитые скульпторы мира –
создатели ренессансной скульптурной школы Никколо и Джованни Пизано, великий
мастер барокко Лоренцо Бернини и, конечно, Микеланджело.
Виале утверждает себя в качестве преемника великих и одновременно их соперника
в искусстве обработки столь непопулярного в сегодняшнем актуальном искусстве
материала. Он уподобляет мрамор пенопласту, бумаге, резине, доводя иллюзию до
последней крайности – на выставках скульптора посетители неизменно норовят
пощупать его работы, чтобы убедиться, что они действительно мраморные, а
толщина крыла его «бумажных» самолетиков действительно равна толщине бумажного
листа, при этом скульптор еще и передает текстуру бумаги, используя для
обработки мрамора сверло, которым пользуются дантисты. Кроме того, для усиления
впечатления Виале добавляет к некоторым работам характерный аромат – так, его
сплетенные в знак бесконечности автомобильные покрышки еще и пахнут
соответственно (то есть резиной).
В качестве одного из лейтмотивов своего искусства Виале называет тему
человеческой памяти. Он вспоминает об актах вандализма, о том, как толпа крушит
памятники искусства во времена социальных потрясений. Несколько его работ
получили название «Сувенир» – в том числе парафраза микеланджеловской «Пьеты».
В 1972 году на статую работы Микеланджело, хранящуюся в соборе Св. Петра в
Ватикане, со скальным молотком напал душевнобольной венгерский геолог,
кричавший, что он Иисус Христос. Скульптура была покалечена, и некоторые
осколки очевидцы происшествия утащили в качестве сувениров (после этого «Пьету»
поместили под бронированное стекло). Виале «вынимает» фигуру мертвого Христа из
рук Марии, представляя зрителю одинокое, кажущееся искаженным предсмертной
судорогой тело, превращая его в страшный «сувенир», то есть напоминание, взывая
тем самым к исторической памяти, в которой хранятся преступные деяния рода
человеческого.
В работах «Ваше будет нашим», «Сувенир. Давид» и «Курос» Виале покрывает
татуировками мраморные части тел, в том числе отдельно взятую кисть «Давида»
Микеланджело и торс античного куроса. Русские лагерные татуировки с надписями
«С нами Бог», «Умру скоро», «Серп и молот», крылатыми черепами, крестом на
Голгофе и другой религиозной и мистической символикой, скопированы с тела
осетина Нико – с этим колоритным персонажем скульптор познакомился во время
визита в Россию в 2008 году (Виале был участником Московской международной
биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»). И хотя сам художник утверждает,
что прежде всего прельстился эффектностью рисунков, а не идеологическим
подтекстом, это утверждение можно счесть лукавством. Быть может, Виале и далек
от того, чтобы создавать произведения на острые социальные темы, но антично
прекрасные тела, татуированные и расчлененные, парадоксальным образом
напоминают об изначальной человеческой красоте, искалеченной «сувенирами»
современной эпохи.
В Центре современной культуры «Гараж» будет представлено десять работ Фабио
Виале. Организаторы выбрали новый для центра способ экспозиции – все скульптуры
будут выставлены во дворе «Гаража»; некоторые из них будут экспонироваться в
специальных морских контейнерах. Вся экспозиция в целом призвана создать образ
итальянского парка с гротами, где зрители получают возможность отдыха на
пленэре в окружении мраморных скульптур.
Помимо работ, представленных во дворе, в центральном холле «Гаража» в
специально сооруженном бассейне можно будет увидеть знаменитую мраморную
моторную лодку Виале Ahgalla, весом более 400 кг, вызывающую изумление везде,
где она появляется. Художник плавал на ней в окрестностях Каррары, в Турине по
реке По, по Тибру в Риме, по каналам Венеции во время проведения 52-й
Венецианской биеннале и, наконец, по Кронверкскому проливу в Санкт-Петербурге
осенью 2009 года.
Кураторы выставки:
Анастасия Шавлохова. Oкончила факультет искусствоведения и
культурологи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной
академии, более пяти лет активно выступает в качестве куратора на
художественных площадках Петербурга и Москвы. Анастасия – один из организаторов
санкт-петербургской открытой студии и группы «Непокоренные» и куратор ряда ее
проектов, в том числе экспозиции на Триеннале дизайна в Милане (2008), один из
организаторов и сокуратор фестиваля «Видеозахват». С 2008 она является
приглашенным куратором некоммерческого проекта «Старт» Центра современного
искусства «ВИНЗАВОД», с 2010 года – сокуратором галереи «Глобус» (Лофт Проект
ЭТАЖИ, Санкт-Петербург).
Ольга Трейвас. Архитектор, выпускница МАрхИ. Основатель Form
бюро, среди работ которого — павильон России на международной книжной выставке
в Турине, проект «Palazzo-хрущевка», выставки Best of Russia, «Альтернативная
мода до прихода глянца, 1985–1995», «Школа Лапина» и др. Участник архитектурных
и художественных выставок, среди которых выставка номинантов премии
Кандинского, «АрхМосква», Московская биеннале архитектуры, «Соль» (галерея
актуального искусства RuArts).