Выставка «Альтернативная мода до прихода глянца, 1985-1995» демонстрирует
историю альтернативного модного движения, которое сформировалось на стыке
рок-сцены и клубно-сквоттерской культуры, от начала Перестройки до прихода в
Россию модных глянцевых изданий в середине 1990-х годов. В середине 80-х годов
опьяняющий воздух свободы спровоцировал небывалый подъем культуры андеграунда.
В результате сближения авангардных художников, музыкантов, представителей
субкультур – панков, рокеров, ньювейверов - возникло уникальное явление
альтернативной моды, показы которой зачастую превращались в перформанс.
Подиумами стали не только подмостки Дома моделей на Кузнецком Мосту,
представления «Популярной механики» Сергея Курехина, сцена Совинцентра, но и
сквоты, концертные залы, где гремела рок-музыка, и просто центральные городские
улицы. Альтернативная мода прославилась благодаря невероятным сочетаниям -
кринолинов из альпинистских одеял и французских кружев, гимнастерок с открытыми
спинами и юбок, складки которых подозрительно напоминали портьеры. Появление
нового модного движения происходило в период революционного межвременья, когда
Советская мода бесславно умирала под гнетом импорта и новых вкусов
обывателя.
В период 1985-1995 годов альтернативная мода стала символом меняющегося времени
и визитной карточкой перестроечного СССР за рубежом, за счет своего
экспериментального характера привлекая внимание западной прессы. Роль
трендсеттеров легла на плечи художников–авангардистов и модников-тусовщиков,
выражавших свое отношение к современности через образы и вещи.
Если на старте альтернативное модное движение представляло из себя
романтическую и смелую самодеятельность, на финише альтернативные модельеры
создавали востребованные на профессиональном международном уровне авторские
коллекции и шоу. Феномен альтернативной моды был отмечен и оценен такими
западными кутюрье, как Вивьен Вествуд , ранее считавшей, что в стране серпов и
молотков никакой моды быть не может, и Ёдзи Ямомото ,для которого устраивались
показы в эпицентре московской модной вольницы на Петровском бульваре. Пако
Раббан, Эндрю Логан, Зандра Роудс и многие иные менее известные европейские
кутюрье считали для себя интересным принять участие в Рижской Ассамблее
неукрощенной моды, организованной Бруно Бирманис. Одним из символов признания
русской альтернативной моды стало присвоение титула «Мисс Альтернатива мира -
98» пани Броне (Дубнер) - модели художника-авангардиста Александра Петлюры
(Ляшенко). На выставке представлены около 100 фотографий с модными образами,
созданными Катей Филипповой, Гошей Острецовым, Александром Петлюрой, Андреем
Бартеневым, Катей Микульской-Мосиной, Катей Рыжиковой, Ирэн Бурмистровой,
дуэтом Ла-Ре и Бруно Бирманисом.
Кураторы выставки:
Ирина Меглинская
Российский специалист в области фотографии, куратор и преподаватель. В 1991
году при Центре современного искусства на Якиманке открыла первую в Москве(и
России) фотогалерею «Школа». В 1998—2008 гг. возглавляла фотослужбу
Издательского Дома «Афиша».С 2008 г. совладелица фотогалереи «Победа»
(территория Центра современного искусства «Винзавод»). В 2010 году на Винзаводе
открыла галерею «Меглинская». Преподает курс «Фоторедактирование» в Школе имени
Александра Родченко в Москве.
Михаил Бастер
Художник-график, дизайнер. Участник творческого андеграунда 1980-х. Организатор
акций (перформанс "Поющие лизиргины" в московском цирке, 1992 год), и
музыкальных фестивалей. Автор серии антропологических и искусствоведческих
статей по андеграунду. Владелец и куратор субкультурного архива kompost.ru
Куратор и организатор выставок "Последние романтики Советского Союза"
Зверевский центр 2006, "Хулиганы 80-х"(Манеж) 2009, "Street style-80", ВВЦ
2010. Автор составитель альбома "Хулиганы 80".