В марте 2011 года в Центре современной культуры «Гараж» откроется выставка
«Куба в Революции», в которую войдут более 250 винтажных фотографий,
представляющих собой срез визуального наследия кубинской Революции 1959
года.
«Куба в Революции» исследует повседневную жизнь на Кубе до и после Революции, а
заодно и участие как кубинских, так и иностранных фотожурналистов в создании её
образа, который был представлен миру. Выставка раскрывает колоссальную роль
фотографии в документировании событий и поддержке революционного движения. В
экспозицию войдут значимые работы Константино Арьяса, сделанные в
дореволюционной Кубе, классические снимки Анри Картье-Брессона, Рауля
Корралеса, Рене Бурри и Бёрта Глинна. Также буду представлены два канонических
изображения Альберто Корды: портрет 1959 г. «Девочка с деревянной куклой» и
культовый портет Че Гевары 1960 г. «Героический герильеро». Впервые взору
публики предстанут снимки британского фоторепортёра Брайана Моузера, на которых
запечатлена смерть Гевары в Боливии в 1967 г.
Параллельно выставка отслеживает развитие именно кубинской фотографии, размещая
наиболее значимых местных авторов (Арьяса, Корду, Корралеса, Саласа) наряду с
иностранными фотографами (Картье-Брессоном, Бурри, Глинном, Эрвиттом,
Сен-Джорджем). Например, работы Арьяса с начала 1950-х годов приобрели
социально-политическую окраску и во многом предвосхитили идеи Революции,
отображая повседневные реалии обычных людей.
Во время Революции образ кубинского народа подвергся идеализации и в дальнейшем
слился с культовыми и даже мифологизированными изображениями самих лидеров.
Действительно, изначально и кубинским, и иностранным фотографам был открыт
беспрецедентный доступ к Фиделю Кастро и его коммунистическим герильям, что
отразилось в явной непостановочности снимков того времени. Однако выставка
также обнажает скрытые, редко исследуемые в фотографии пласты, например,
альтернативную подростковую культуру 1960-х, которая подпольно существовала
одновременно с официальным молодёжным движением.
Экспозиция была подготовлена кураторами Марком Сандерсом и Юлией Аксёновой из
коллекции фонда «Arpad A. Busson Foundation». Несколько иной вариант выставки
прежде показывался в Международном центре фотографии (ICP) в Нью-Йорке в
сентябре 2010 г.