«После Дюшана «ценность» каждого художника можно измерить, поставив вопрос,
как далеко он зашел в своем исследовании самой природы того, что такое
искусство, иначе говоря, «что он добавил к концепции искусства», или же «чего
не было до него?» – писал основоположник концептуализма Джозеф Кошут в своем
программном тексте «Искусство после философии».
Тринадцатый герой цикла – американский художник Роберт Смитсон (1938-1973),
знаменитый преимущественно своими работами в области лэнд-арта и паблик-арта. В
1968 году Смитсон написал эссе A Sedimentation of the Mind: Earth Projects
(англ. Выпадение разума в осадок: Земляные проекты), которое стало мощным
толчком к развитию лэнд-арта как вида искусства. С этого времени он начинает
заниматься сооружением ландшафтных структур и произведений. Одна из известных
работ, «Дрейфующий остров», представляла собой баржу, наполненную деревьями,
кустами, камнями и грязью, которая неспешно кружила вокруг острова
Манхэттен.
Ирина Кулик (р.1970) – арт-критик, культуролог, кандидат наук, обозреватель
газеты «Культура», автор многочисленных публикаций посвященных современному
искусству, кино и современной музыке.