Общеизвестно, фотография делится на документальную и постановочную. Но
известно и то, что ничего простого в жизни не бывает, и фотография также может
быть документальной только в известной мере и в известном смысле.
Фотоизображение привязано к своей эпохе, и его вчерашняя документальность
сегодня может выглядеть двусмысленной. История медиума предлагает массу
поразительных примеров того, как вроде бы очевидная «правда жизни» оказывается
ловко сконструированной ложью, как документальное изображение разительно меняет
смысл под влиянием времени, контекста, визуального ряда или пояснительного
текста. И часто тому причиной парадоксы человеческого восприятия, а не сам
фотодокумент. Статичный и фрагментарный, он обладает поразительной
чувствительностью к изменчивости мира как сложного целого. Фотография может
быть строго технической репродукцией, но одновременно способна работать как
скульптура, живопись или графика, быть элементом мультимедийной инсталляции,
ничуть не теряя при этом своей документальной природы.
Владимир Левашов (р. 1958) — художественный критик и фотокритик, куратор,
арт-директор Stella Art Foundation, автор книг «Фотовек» и «Лекции по истории
фотографии».